Летное искусство испытывается не в ясную,. а в туманную погоду
Рис. 127. Температурная поправка высотомера имеет очень большое значение, когда вы летите в холодную погоду над горами, но ее следует также учитывать даже при полете на небольших высотах, как вы сами поймете, посмотрев на этот рисунок.
Изображенный на нем самолет летит на истинной высоте 1000 м, т. е. на той же высоте, на которой находится аэропорт, расположенный на высоте 1000 м над уровнем моря.
Если и на уровне моря и на высоте 1000 м давления равны стандартным, а температуры также стандартные (как показано левым столбом), высотомер самолета при установке барометрического циферблата на 7Є0 будет показывать истинную высоту 1000 м.
Но предположим, что в зимний день температура изменилась, как показано правым столбом, хотя атмосферное давление на уровне моря все еще равно 760 мм. Если самолет будет продол. жать лететь на истинной высоте 1000 м с высотомером, установленным на 760, стрелки высотомера покажут высоту 1120 м. Вы можете доказать это по формуле, приведенной на стр. 159
Тср. ф.
ср. р.
Подставив’ в нее следующие значения,1 решаем уравнение относительно Hnv:
Гср. р. = 273° + 12°,
Гср. ф. = 273° — 18°,
Н = 1 000 м.
Тогда:
япр. = Цх 1000 = 1120 м.
‘Стандартное атмосферное давление для высоты 1120 м равно 664 мм. Таковым, следовательно, будет истинное барометрическое давление на аэродроме, расположенном на высоте 1000 м над уровнем моря, при условиях, показанных правым столбом. Теперь посмотрим, что случится, если
Рис. 128. |
стрелки высотомера установить на 1000 м (истинную высоту аэродрома над уровнем моря). При температурных условиях, показанных правым столбом, барометрическая шкала высотомера покажет число Кол — смена 749 (т. е. величину давления, указанную в таблице стандартного
атмосферного давления для высоты 120 м). Помните, что «метеорологическое» давление на уровне моря попрежнему равно 760, но стандартное атмосферное давление, приведенное к уровню моря, или число Кол — смена будет уже равно 749. Вы опять видите, как важно устанавливать барометрическую шкалу вашего прибора на число Колсмена, а не на «метеорологическое» давление.
Температура влияет не только на определение высот над уровнем моря, но также и на механизм вашего высотомера. Если ваш прибор снабжен температурным компенсатором для уровня моря, максимальная ошибка, происходящая от действия температуры на механизм, не будет превышать плюс или минус 45 м при крайних значениях температуры + 40° и —40° С. На всех других высотах при чрезвычайно высоких или чрезвычайно низких температурах максимальная ошибка не превысит 150 м. Даем максимальные пределы ошибок для диапазона температур от — 40°до + 40° С высотомера, снабженного температурным компенсатором для полного диапазона температур: 0 м — ошибка 10 м 1800ж — ошибка 20 м; 3 600 м — ошибка 30 м; 5 400 м — ошибка 40 м. Для температур, более близких к стандартным, ошибки будут пропорционально меньше.
Рис. 128. Мы имеем здесь номограмму, для графического решения задачи пересчета высоты по прибору на истинную высоту с учетом температуры. Способ пользования графиком иллюстрируется двумя парами линий, относящимися к высоте 10000 фут. (на этой высоте стандартная температура равна — 4,8° С или приближенно —5° С).
Пунктирная линия соединяет Б(— 5° С) на шкале tu с А (10000 фут.) на шкале Н, пересекая прямую X — Zb точке С. Из точки С проводится другая пунктирная линия до высоты по прибору 10 (тысяч фут.) в точке D на шкале Д, пересекающая шкалу Д, в точке Е, соответствующей истинной высоте 10 (тысяч фут.). Другими словами, для стандартной температуры — 5° С истинная высота равна высоте по прибору.
Сплошная линия соответствует температуре —20° С на высоте 10000 фут. Она соединяет точку В на шкале с точкой А на шкале Н и пересекает X — X в точке С. Из С проводится другая сплошная линия до точки I) на шкале Д, пересекающая шкалу Д в точке Е’, в которой высота равна 9550. Это и будет истинной высотой, соответствующей высоте по прибору 10 000 фут. при температуре —20° 0.
Этим графиком можно пользоваться для определения истинной высоты, соответствующей любой высоте по прибору при любой температуре. Цифры на шкалах Д и Д можно брать для любых высот в любых мерах: например, цифру 35 можно брать для 350 м, 3 500 м, 3 500 фут. или 35 000 фут. Цифра-
^ с левой стороны шкалы Н‘ пользуются вместе с цифрами с левой стороны шкалы й„ а цифрами с правой стороны шкалы Яі—вместе с цифрами с правой стороны шкалы ЯД
Рис. 129. В полете удобно пользоваться двумя высотомерами. При помощи одного вы можете определять барометрическую высоту, установив барометрическую шкалу на цифру 760. Барометрическая высота имеет важное значение, когда вам приходится устанавливать режим работы моторов, так как в этом случае вас интересует в первую очередь плотность воздуха. На том же самом высотомере вы можете установить барометрическую шкалу так, чтобы прибор показывал высоту над уровнем моря, что позволит вам приближенно определять высоту полета. При неблагоприятных атмосферных условиях, когда для посадки нужна большая точность, вы можете установить на первом высотомере число Колсмена для аэропорта, а на втором (нижнем на рисунке)—барометрическое давление для того же аэропорта. В этом случае в момент, когда ваш самолет коснется поверхности аэродрома, первый высотомер будет показывать высоту аэропорта над уровнем моря, а стрелки второго будут в нулевом положении.
Рис. 130. Простой или стандартный высотомер сходен с чувствительным высотомером с той лишь разницей, что он имеет только одну указательную стрелку, описывающую один полный круг по шкале, подобно малой стрелке чувствительного высотомера. Барометрическая шкала, не показанная на этом схематическом рисунке, устанавливается так же, как барометрическая шкала чувствительного высотомера. Конечно, точность простого высотомера не так велика, как точность чувствительного высотомера. [13]
Pnc. 13 0, Рис. 131. Мановакуумметр — указатель давления во всасывающем трубопроводе мотора — действует на том же принципе, что и высотомер. Другими словами, его анероидная коробка прогибается в ту или другую сторону, соответственно давлению во всасывающем трубопроводе мотора. Рис. 132. Здесь показано, как мановакуумметр соединен с мотором. Рис. 133. Вариометр — указатель вертикальной скорости—действует под влиянием изменения давления при подъеме или опускании прибора в атмосфере. На рисунке вы увидите, что штуцер прибора соединен со статической проводкой приемника указателя воздушной скорости. С по* |
Рис, 131.
лостью корпуса прибора штуцер сообщается через капиллярную трубку, а с полостью анероидной коробки — через трубку сравнительно большого сечения. Представьте себе, что случится, если давление в статической проводке внезапно увеличится (что, очевидно, будет иметь место при уменьшении высоты полета самолета). Давление передается по более толстой трубке внутрь анероидной коробки гораздо быстрее, чем по капиллярной трубке в корпус прибора. Следовательно, давление в корпусе прибора отстанет от давления в анероидной коробке. Разница давлений в полости коробки и в корпусе прибора заставит прибор показывать спуск.
Теперь что случится, если вы поднимаетесь и давление падает? Воздух вытекает из анероидной коробки по толстой трубке гораздо быет-
рее, чем из корпуса прибора по капиллярной трубке; создающаяся при этом разность давлений заставляет прибор показывать подъем. Стрелка прибора показывает нуль только при равенстве давлений внутри корпуса и внутри коробки.
Следует помнить, что в работе вариометра всегда наблюдается некоторое запаздывание. Другими словами, после того как вы подниметесь или спуститесь и выравняете самолет, пройдет еще несколько секунд, прежде чем стрелка прибора вернется на нуль. Взяв максимальное возможное запаздывание (которое вообще меняется между показаниями 10 м/сек и 1 м/сек), вы увидите, что если вы поднимаетесь со скоростью 10 м/сек и вдруг выравняете самолет, стрелка на шкале вариометра вернется к делению 1 м/сек только примерно через 8 секунд. Чтобы вернуться в нулевое или нейтральное положение, стрелке, естественно, понадобится несколько больше времени. Это свойство прибора необходимо знать, чтобы не удивляться тому, что когда вы выравняли самолет после подъема и высотомер больше не показывает изменения высоты, вариометр еще показывает какую-то скорость. Кроме того, надо иметь в виду, что с увеличением высоты запаздывание вариометра несколько увеличивается.
Рис. 133.
Рис. 134. В то время как вариометр показывает вам скорость подъема или спуска, указатель поворота и скольжения дает вам скорость, с которой самолет поворачивается или вращается вокруг воображаемой вертикальной оси. Кроме того, указатель скольжения показывает, правильно ли вы делаете поворот.
Принцип действия указателя поворота основан на явлении, называемом «прецессией» Ч Вы, вероятно, знаете, что в гироскопе имеется быстро вра — [14]
Рис. і 34. |
щающийся массивный ротор. Ротор вращается вокруг своей оси под давлением воздуха, засасываемого через сопло. Пока самолет и прибор не поворачиваются вокруг своих вертикальных осей, гироскоп не может вызвать изменения в положении указательной стрелки. Но как только совершается поворот вокруг вертикальной оси, гироскоп наклоняется вправо (или влево), как показано в преувеличенном виде в нижней части рисунка, заставляя стрелку отклоняться вправо или влево от ее среднего положения. Величина отклонения стрелки от середины шкалы зависит от скорости, с которой самолет и прибор поворачиваются вокруг своих вертикальных осей.
Рис. 135. Указатель поворота и крена Колсмена основан на совсем другом принципе. Коротко говоря, он состоит из трех камер —турбинной камеры, камеры, наполненной жидкостью, и самого корпуса прибора. На приведенном здесь схематическом рисунке часть прибора, включая турбинную камеру, представлена для ясности в увеличенном виде и вынута из корпуса прибора.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Магнит, прикрепленный к турбине, вращает помпу (посредством другого магнита, скрепленного с помпой), находящуюся в нижней камере, наполненной жидкостью, создавая непрерывную циркуляцию жидкости
между лопастями крыльчатки. Когда весь механизм надлежащим образом собран и приведен в действие, жидкость протекает через нижние направляющие каналы, ударяясь о крыльчатку в направлении к ее центру. Затем жидкость отсасывается вверх через центральную часть камеры и равномерно распределяется вокруг верхних направляющих каналов. Выйдя из внешних отверстий верхних направляющих каналов, жидкость снова поступает в нижние направляющие каналы, и этот цикл повторяется непрерывно. Единственное назначение двойной анероидной коробки, показанной на рисунке, заключается в том, чтобы предупреждать образование чрезмерного давления в камере, наполненной жидкостью. Это достигается тем, что жидкости в камере дают расширяться при повышении давления.
Пока прибор неподвижен, крыльчатка также остается неподвижной, так как при этих условиях струи жидкости не ударяются о лопасти крыльчатки под углом. Но, как только прибор начинает вращаться вокруг вертикальной оси, струи жидкости ударяются о лопатки под углом и заставляют крыльчатку вращаться. Магнит, прикрепленный к крыльчатке, передает это вращательное движение указательной стрелке на шкале прибора посредством передаточного рычага с наглухо прикрепленным к нему магнитом. Отклонение стрелки вправо или влево от указательной черты на шкале зависит, естественно, от направления вращения прибора[15].